Александров Вадим Николаевич
Вадим Николаевич Александров родился 21 февраля 1941 года в городе Волхове. В 1963 году окончил Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, после чего пришёл работать в Ленметрострой на должность начальника смены Строительства № 17. При его участии были построены станции «Василеостровская», «Ломоносовская», «Удельная», «Новочеркасская» и «Озерки».
В начале 1980-х годов Тоннельный отряд № 3 под руководством Вадима Николаевича установил мировой рекорд скорости проходки перегонных тоннелей — 1250 метров в месяц. В 1988 году ему и группе метростроителей была присуждена премия Совета министров СССР за исследование, разработку и внедрение пространственных конструкций в массовое строительство.
В 1991 году стал начальником Ленметростроя, а с 1993 года — генеральным директором ОАО «Метрострой». В 1990-х годах Метростроем построены три участка IV линии от станции «Площадь Александра Невского» до «Старой деревни». Вадим Александров является одним из авторов уникальной двухъярусной пересадочной станции глубокого заложения с односводчатой конструкцией «Спортивная».
В 1995–1996 годах руководил разработкой щадящей, безусадочной технологии проходки тоннелей большого сечения в зоне плотной городской застройки. В результате в исторической части города без расселения домов была сооружена подземная станция метро «Адмиралтейская». При ликвидации «размыва» между станциями «Площадь Мужества» и «Лесная» Вадим Николаевич сыграл решающую роль в выборе способа проходки, подбора иностранного подрядчика, а также в преодолении множества возникавших при проходке тоннелей препятствий. Его чёткое руководство позволило организовать и успешно завершить проходку двух тоннелей, и в 2004 году движение электропоездов на этом участке было восстановлено.
В 2006 году Метрострой приступил к завершающему этапу строительства комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений, которые предусматривали создание судопропускного сооружения С1 и тоннеля. Впервые метростроители выполняли работы, не связанные с метрополитеном. Спустя всего два года была открыта навигация через судопропускное сооружение, а в 2011 году в эксплуатацию был сдан весь комплекс защитных сооружений, включая автодорожный тоннель.
В 2008–2009 годах Метрострой начал строительство подземной части второй сцены Мариинского театра и новой Ленинградской атомной электростанции в Сосновом Бору. Активно развивалось еще одно направление деятельности организации — микротоннелирование. За время работы в должности руководителя Метростроя Вадим Александров создал дружный коллектив единомышленников из специалистов самого высокого уровня, завоевал большое уважение и непререкаемый авторитет. За всё время его руководства не было ни одной задачи, не решённой ОАО «Метрострой».
При участии и непосредственном руководстве Вадима Николаевича было введено в эксплуатацию более сорока станций ленинградского-петербургского метрополитена. Он является действительным членом более десяти общественных и профессиональных объединений.
Вадим Александров — заслуженный строитель России, награждён орденами «Знак Почёта» (1976), орденом Трудового Красного Знамени (1983), орденами «За заслуги перед Отечеством» IV и III степеней (1998, 2004), Почёта (2011), знаками «Почётный транспортный строитель» и «Почётный строитель России», медалью «Ветеран труда», грамотой губернатора, многими ведомственными и общественными наградами.