Богачёва Ирина Петровна
Ирина Петровна Богачёва родилась 2 марта 1939 года в Ленинграде. Во время блокады находилась в городе и только после её прорыва вместе с семьёй была эвакуирована в Костромскую область. К моменту, когда девочка пошла в школу, семья вновь вернулась в Ленинград.
Юность Ирины Богачёвой была трудной. Родители умерли очень рано, ей пришлось самой зарабатывать себе на жизнь. После окончания школы она поступила в техническое училище и начала заниматься в хоре Дворца культуры трудовых резервов (ныне — Дворец учащейся молодёжи), где в 2010 году создала школу вокального искусства. В 1960 году, работая швеёй в ателье мод, поступила в Ленинградскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова в класс знаменитого педагога по классическому вокалу — профессора И. П. Тимоновой-Левандо.
В 1965 году окончила консерваторию. В 1962 году, ещё будучи студенткой, стала лауреатом конкурса вокалистов имени М. И. Глинки. В 1964 году дебютировала на сцене Кировского театра (ныне — Мариинский) в партии Полины в «Пиковой даме» П. И. Чайковского. С 1965 года — солистка театра.
Вскоре к Ирине Богачёвой пришла и мировая известность. В 1967 году она была удостоена первой премии на престижном международном конкурсе в Рио-де-Жанейро. В 1968–1969 годах проходила стажировку в Италии и первой из русских стажёров получила возможность выступить в миланской «Ла Скале». С 1980 года стала преподавать в Ленинградской консерватории, где и по настоящее время заведует кафедрой сольного пения.
За свою творческую жизнь Ирина Петровна выходила на сцены ведущих российских и мировых оперных театров. Она создала целую галерею женских образов, которая стала достоянием отечественного оперного искусства: Марфа в «Хованщине», Любаша в «Царской невесте», Марина Мнишек в «Борисе Годунове», Марта Скавронская в «Петре Первом», Кончаковна из оперы «Князь Игорь», Элен Безухова в «Войне и мире», Бабуленька в «Игроке». «Самая дорогая мне партия — несомненно, Кармен, но именно она стала для меня постоянным экзаменом на зрелость и мастерство», — признается прима. — Кармен должна обладать таким обаянием, чтобы зритель неотступно следил за ней весь спектакль, от неё должен как бы исходить свет, завораживающий, манящий». В числе любимых ролей — также графиня из «Пиковой дамы» П. И. Чайковского. Ирина Петровна участвовала во множестве постановок этой известнейшей оперы в Ленинграде — Санкт-Петербурге и за границей. По просьбе Д. Д. Шостаковича стала первой исполнительницей вокального цикла «Шесть стихотворений Марины Цветаевой».
Помимо выступлений на оперной сцене, Ирина Богачёва ведёт активную концертную деятельность, включая в свой концертный репертуар как арии из классических оперетт, так и эстрадные песни. Сольные концерты с успехом проходили в Италии, Германии, Франции, Китае, Великобритании и других странах. Сотрудничала со студией «Ленфильм», снявшись в музыкальных фильмах «Поёт Ирина Богачёва», «Голос и орган», «Жизнь моя — опера», «Кармен — страницы партитуры» и других.
Народная артистка СССР (1976), лауреат Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки (1973), Государственной премии СССР (1984), орденов Дружбы народов (1981), «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней, Почёта (2015).
Председатель Совета по вокальному искусству. С 2003 года — президент международного музыкального фестиваля-конкурса «Три века классического романса».
Скончалась 19 сентября 2019 года в Санкт-Петербурге. Похоронена на Новодевичьем кладбище.